Семинары «Введение ФГОС ООО» (Семинар 1)
Цель:развитие профессиональной компетентности педагогов через углубленное изучение вопросов по введению ФГОС в образовательном учреждении.
Задачи:
1. Создание сплоченной команды единомышленников.
2. Выработка и осмысление миссии школы каждым педагогом.
Ход семинара:
Вступительное слово: Директор МБОУ СОШ № 19, Зинятов Н.А.
Проводили семинар команда учителей:
- Добровольская Е.В., зам. директора по УВР,
- Мох С.А., учитель русского и литературы,
- Медведева Г.А., учитель математики.
Коллектив был разделен на две команды (учителя естественно-научного цикла и гуманитарного цикла). Каждая команда должно была выполнить следующие задания:
МОДУЛЬ 1. КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ. ГОТОВНОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ.
Специалистами были выявлены несколько признаков, отличающих эффективно работающую команду (вне зависимости от ее состава и задач) от группы людей, имеющих общую цель. Вот они:
1. Общая цель и Общее Видение.
2. Наличие разделяемых ценностей и Миссии команды.
3. Ориентация на результат.
4. Вовлеченность и заинтересованность всех и каждого.
5. Четкое распределение функций и зоны ответственности.
6. Взаимное уважение, доверие и поддержка.
7. Творческий подход и поведенческая гибкость в достижении результатов.
8. Наличие постоянной конструктивной взаимной обратной связи каждому участнику и оценки результатов работы всей команды.
9. Согласованная система принятия решений.
10. Постоянное обучение и развитие, как каждого участника, так и всей команды в целом.
Задумайтесь, все ли эти десять признаков присутствуют в Вашей команде? Если да, мы Вас поздравляем! У Вашей команды есть все шансы стать действительно лучшими в своем деле. А если нет, то у Вас появилась возможность сделать команду действительно эффективной. Просто воспользуйтесь несколькими несложными рекомендациями и успех Вам обеспечен.
Задание 1. Цели и задачи команды
Давайте разберемся, как создать из обычной группы людей эффективную команду. Вначале необходимо прояснить основную цель создания команды. Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов.1. Вопросы для лидера (руководителя):
• Чего Вы, как лидер и инициатор, хотите в результате деятельности команды?
• Как Вы узнаете, что достигли цели?
• Где и когда Вы этого хотите?
• Что Вам может потребоваться для этого?
• Какие материальные, человеческие, личные и информационные ресурсы потребуются?
• Как Вы собираетесь достигнуть цели? Какие шаги следует предпринять для этого?
• Какое влияние на Вашу жизнь окажет процесс и результат достижения цели?
• Как это сочетается с целями и задачами других людей?
2. Вопросы для членов команды:
• Как каждый из команды представляет себе командную цели и процесс ее достижения?
• Каковы цели каждого из членов команды и как они соотносятся с командной целью?
• Каким образом каждый из членов команды может достигнуть своей цели при достижении общей цели команды?
• Какие выгоды получит каждый в команде и команда в целом?
• Какое влияние окажет процесс достижения общей цели на жизнь членов команды и их близкого окружения? Как избежать негативного влияния и усилить позитивное?
Задание 2. Графически изобразите видение и сформируйте Миссию
Сформировать Миссию несложно, просто ответьте на несколько вопросов и в итоге Вы получите желаемый результат:
• Кто мы, как команда?
• Что для нас ценно и важно? Почему это важно?
• Какова наша деятельность? Чем мы занимаемся?
• Что особенного в нашей деятельности?
• Что нам нужно для выполнения нашей задачи?
• Для кого мы это делаем?
• Где и когда?
• Зачем? Кому и какую пользу это принесет?
• Какая метафора (сравнение) наилучшим образом соответствует нашей Миссии? (Придумайте несколько вариантов и выберите тот, кото-рый понравился большинству членов команды.)
• Какой короткой фразой можно выразить нашу Миссию? (Придумайте как можно больше вариантов и выберите наилучший.)
Необязательная информация. Для тех, кто осваивает понятия «Видение» и «Миссия» команды
Видение – это четкое представление конечного результата и пути движения к нему. При формировании Видения важно учитывать мнения и пожелания каждого из членов команды. Видение и цель определяют взгляд команды на поставленные задачи с точки зрения других людей, ор-ганизаций и общества в целом и включают в себя понимание основной сути деятельности команды, для кого и ради чего были (или будут) пред-приняты те или иные шаги и действия.
Миссию можно определить как пользу, которую команда приносит людям. Это ответ на вопрос зачем. Полезно, чтобы Миссия стала для команды девизом и помогала двигаться к достижению поставленной цели, развивать собственные способности и получать удовольствие от процесса достижения цели. Миссия является объединением Видения, Ценностей и Способностей команды в целом. Обычно Миссия выражается коротким и энергетически насыщенным лозунгом, например: «Соединяем людей!» (Nokia), «Доставим куда угодно!» (FedEx), «Услуги, не поддающиеся измерению» (IBM).
Задание 3. Понимание синергетического ресурса своей школы.
Заполните таблицу 1. Ниже графически изобразите, что является конку-рентным преимуществом организации, которую представляет Ваша команда.
Для понимания синергетического ресурса изберем наиболее разработанный в методическом отношении подход выдающегося специалиста в об-ласти стратегического менеджмента Роберта Гранта (R. Grant, 2002).
Ресурсы ( типология Гранта) |
Описание ресурса |
1. Материальные |
|
- финансовые |
|
- физические |
|
2. Нематериальные |
|
- технологические ресурсы |
|
- репутация |
|
- культура |
|
3. Человеческие ресурсы |
|
- компетенции/ноу-хау |
|
- возможности коммуникаций и командной работы |
|
- мотивация |
|
Задание 4. Рамки и позиции. Видение идеальной школы.
Выступая в разных позициях, люди и организации принципиально
по-разному получают, создают и передают знания, даже когда уверены, что это
знания об одном и том же. Разделитесь на 5 подгрупп и постарайтесь описать образ идеальной школы из разных позиций: ученика, родителя, педагога, администратора школы, общественности
Задание 5. Предлагаем Вам ролик Кена Робинсона о проблемах современного образования в мире
Цель просмотра: выявление основных проблем в образовании и путей их преодоления.
Для осмысления информации будет применяться игра «Синема-шеринг».
Описание приема: Структурированный шеринг – это особый тип обучающей деятельности, вид рамочной игры, способствую…щий взаимообучению участников
На столах у групп карточки. Каждый участник группы берет по 10 карточек. Его задача: во время просмотра записывать проблемы и решения на карточках. На одной карточке одна проблема или одно решение. Таким образом, у каждого к концу просмотра заполнены все 10 карточек: 5 проблем и 5 решений. Следующий этап работы: к каждой проблеме или решению необходимо записать вопрос на обратной стороне карточки. Еще на 3 свободных карточках пишется «Переход хода», еще на 3 карточках с вопросами внизу подпись «Дополнительный вопрос». Карточки складываются вопросами вверх и перемешиваются. Затем складываются в колоду (воросами вверх) Каждый участник по очереди берет карточку, читает вопрос и если может, отвечает на вопрос. Сверяет правильность ответа (обратная сторона карточки). Если ответ верен, карточку забирает себе, если нет — кладет ее вниз колоды. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество карточек. Затем команды обмениваются колодами и определяют самыйинтересный вопрос. Авторы самых интересных вопросов тоже являются победителями в игре.
Задание 6.
Вам известны проблемы мирового образования, Вы представили идеальную школу в разных позициях. Попробуйте сформулировать миссию Вашей школы. Задание 2 поможет Вам в этом.
Игра-шеринг «Снежки». Представители групп выходят в центр аудитории с миссиями записанными на альбомном листе. Ведущий дает команду смять листы и начать игру в снежки. По команде ведущего игра останавливается и представитель команды возвращается с чужим листом. Начинается взаимоэкспертиза. Анализ миссии с разных позиций «клиент», «сотрудник»,
1. Вы - клиенты. Хотели бы они иметь дело с ОУ с такой миссией? Почему?
2. Вы - сотрудники. Понятна ли миссия, можно ли поддерживать такую миссию? Понятно ли Вам как вы должны действовать в соответствии с ней?
3. Вы - учредители: Кажется ли Вам целесообразной такая миссия? Почему
4. Вы – партнеры. Согласитесь ли Вы инвестировать финансы в это образовательное учреждение. Почему?
Повторная игра и работа с другой миссией.
Задание 7. Доработайте миссию.
Наша миссия:
Создание оптимальных условий для развития личности с учетом его возможностей и познавательных интересов, получения им качественного образования, позволяющего успешно самореализоваться в современном обществе.
Домашнее задание: Ознакомиться с текстом ФГОС ООО
(продолжение Семинар № 2).